Дженни Пауэлл «Помощь в общении при деменции». Часть-1. «Нормальное» общение

1 «Нормальное» общение

  • Что такое «понятие»?
  • Передача понятий словами
  • Невербальная передача понятий через мимику, зрительный контакт, язык тела, жесты, прикосновение, интонацию

Люди общаются друг с другом, чтобы выразить свои потребности и чувства, чтобы обменяться мнениями или просто потому, что им это приятно. Успешное общение может состояться лишь тогда, когда мысли одного человека будут правильно поняты другим.

ЧТО ТАКОЕ «ПОНЯТИЕ»?

Понятие можно представить, как набор множества картинок в мозгу. Эти картинки состоят из воспоминаний (которые сохраняются в мозгу) о вещах и событиях жизни.

Например: Если спросить человека, что он понимает под словом «яблоко», у него, вероятно, перед внутренним взором возникнет картина, которая состоит из его воспоминаний о яблоке. Зрительные представления яблока (то есть: как это выглядит? ) при этом наиболее важны. Так можно мысленно «увидеть» форму яблока, его черенок или его цвет. Можно представить яблоко в различной обстановке: висящим на дереве, в саду, на прилавке с фруктами, упакованным или в пироге. Другие системы в мозгу позволяют представить себе вкус, запах яблока, то, как оно ощущается в руке, какой звук бывает при надкусывании яблока и т.д. Этот вид воспоминаний о предметах называется «семантической» или «концептуальной» памятью.

В дополнение к семантической памяти о предметах – как например, о яблоке – в мозгу сохраняются также и личные воспоминания – связанные с личным опытом и лично пережитыми событиями. Так можно, например, представить перед мысленным взором картину того, как кто-то вчера кушал яблоко. Этот вид личных воспоминаний называется «эпизодической памятью». Таким образом, эпизодическая память – это воспоминания о событиях (эпизодах), которые произошли в течение жизни. Хранилище эпизодической памяти каждого человека — уникально.

Рис. 1 показывает, как может быть записано понятие «яблоко» в памяти:

pic-1

Рис. 1: Некоторые системы представлений, которые мозг может использовать для сохранения информации о предметах и явлениях

В общем, можно сказать, что понятие – это набор невербальных представлений в мозгу. Как же может человек сообщить свои понятия или мысли другому человеку? ПЕРЕДАЧА ПОНЯТИЙ СЛОВАМИ Один из наиболее совершенных способов передать свои понятия (представления) собеседнику – перевести эти понятия в слова, то есть вербализировать их. Следующие примеры покажут, как можно передать понятие с помощью слов.

 

Рис. 2: Вербализация понятия «Мне бы хотелось яблока»

Рис. 2:
Вербализация понятия
«Мне бы хотелось яблока»

СТАДИЯ 1 Невербальное умственное представление. Человек представляет себе, какое яблоко на вкус, на вид, на ощупь и т.д. Пока человек обдумывает это, он решает, что хочет отведать яблока.

СТАДИЯ 2 Как только понятие или желание яблока сформировано, следует найти слова, которые подходят к этому понятию. Эти слова выбираются из области мозга, которая отвечает за речь. Этот речевой ареал можно представить, как ментальный словарь, в котором словам сопоставлены невербальные картинки.

СТАДИЯ 3 Когда мысленно выбраны слова, которые наилучшим образом подходят к понятию, мозг должен подать команды артикуляционному аппарату – то есть мышцам рта, горла и груди, чтобы они совершили определённые движения, произнося правильные слова («Мне бы хотелось яблока»).

СТАДИЯ 4 Чтобы осознать понятие, которое говорящий перевёл в разговорную речь, слушающий должен, прежде всего, быть в состоянии вообще услышать слова.

СТАДИЯ 5 Акустически воспринятые слова передаются в речевой ареал мозга, где они сравниваются с уже сохранёнными словами (усвоенными в течение жизни). СТАДИЯ 6 Слова, которые поступили в речевой ареал, переводятся затем в невербальные представления (понятия). Теперь слушающий понял, что имел в виду говорящий.

Теги:

Личный блог, где бережно собирается и хранится все самое интересное, веселое, грустное, полезное для жизни и не только.