Тугоухость при деменции
- Почему страдающим деменцией так сложно компенсировать тугоухость в разговоре и обращаться со слуховым аппаратом
- Советы по ведению разговора с тугоухими
Одна из форм глухоты, которая встречается у многих старых людей — это «пресбиакузис», прогрессирующая с возрастом потеря слуха. Больные не могут слышать высокочастотные звуки, например, «с», «т» и «к». Слова звучат для них невнятно и поэтому им нелегко их различить.
Глухота у пожилых может возникнуть также и по причине тиннитуса (шум в ушах без внешнего источника) или отосклероза (утолщение тканей в ухе, похожие на воспаление процессы изменения костей). Другой вид тугоухости вызывается усиленным производством ушной серы и может быть излечен ЛОР-врачом или терапевтом.
Каждый человек, страдающий тугоухостью, должен научиться компенсировать этот недостаток. Если мышление и память работают нормально, то эта компенсация удаётся без труда. Человек с твёрдой памятью всегда помнит, что он с трудом слышит. Он также обычно знает, когда он чего-то недопонял и может поразмыслить над тем, что в этой ситуации лучше всего сделать. Он может, например, сказать, что он не понял сказанное, и тогда рассказчик повторит свою фразу.
Больной деменцией, который страдает тугоухостью, может забыть, что у него есть проблемы со слухом, или не понимает, что он чего-то не услышал и поэтому не просит говорящего повторить фразу.
КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ТУГОУХОСТЬЮ ПРИ ДЕМЕНЦИИ
Страдающий деменцией, напротив, испытывает трудности с компенсацией тугоухости, поскольку имеет проблемы с логическим мышлением.
Больной деменцией, который страдает ещё и тугоухостью, возможно, забывает, что он плохо слышит. возможно, не осознаёт, что он что-то не расслышал и поэтому не просит рассказчика повторить фразу.
КАК ОБРАЩАТЬСЯ СО СЛУХОВЫМ АППАРАТОМ ПРИ ДЕМЕНЦИИ
Больной деменцией, носящий слуховой аппарат,
- испытывает особые трудности в обучении обращению со слуховым аппаратом.
- нуждается в помощи, чтобы содержать слуховой аппарат в чистоте и рабочем состоянии.
- возможно, не осознаёт, что аппарат не работает или закупорен ушной серой. Он не чувствует, что у него в ухе аппарат, а это ещё более усугубляет проблемы со слухом.
- возможно, забывает, как правильно настраивать слуховой аппарат, чтобы он был не слишком громким и не «пищал».
- Возможно, он не осознаёт даже этот писк и не понимает, почему ему нехорошо. (Вам следует научиться воспринимать эту проблему, так как это очень затруднительно, носить слуховой аппарат в ухе при таких условиях.)
ВАЖНО! Неработающий, закупоренный слуховой аппарат действует как ушная пробка и усугубляет проблемы со слухом!
Если у больного нет слухового аппарата или он не хочет его применять (несмотря на то, что он хорошо работает), можно во время разговора воспользоваться усилителем речи. Это — небольшой, похожий на плейер аппарат, к которому подключены наушники и микрофон. Похожая система существует и для облегчения тугоухим просмотра телепередач.
Преимущество усилителя речи заключается в том, что микрофон можно поднести прямо к говорящему. Слуховой аппарат, напротив усиливает Все звуки окружающей среды (то есть как речь, так и шаги на паркете, дверной звонок, радио, машины, шум из коридора и т.д.). Весь спектр этих шумов может запутать страдающего деменцией, поскольку он не может отфильтровать важные для разговора звуки и сконцентрироваться на них.
Если Вы попробуете применить усилитель речи, внимательно следите за реакцией больного и за тем, помогает ли он ему.
СОВЕТЫ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ РАЗГОВОРА С ТУГОУХИМИ
ПРАВИЛЬНО
- Исключите мешающие источники звуков, например, звук телевизора или радио, уличный шум (закрыв окно).
- Расположитесь рядом с клиентом, лучше всего перед ним. Это поможет ему хорошо видеть и понимать Вас.
- Расположитесь так, чтобы свет падал на Ваше лицо, когда Вы говорите, чтобы клиент хорошо видел движения Ваших губ и мимику.
- Убедитесь, что клиент надел правильные очки и что их стекла чистые.
- Проследите, чтобы клиент обратил на Вас внимание, прежде чем вы начнёте говорить. Например, слегка коснитесь его руки.
- Говорите отчётливо.
- Наблюдайте, понимает ли Вас клиент и повторяйтесь, если необходимо.
- Если необходимо, переформулируйте предложение. Например, может случиться, что фразу c «Какой у Вас адрес?» клиент не поймёт, а поймёт другую: «Где Вы живёте?» (или наоборот).
НЕПРАВИЛЬНО
- Слишком быстрая речь.
- Крик. Крик искажает слова и делает их трудными для понимания. Если же Вы слегка повысите голос, то это вполне может помочь.
- Чрезмерные движения губ. Это осложняет чтение по губам. Слова в этом случае «выглядят» иначе.
- Когда Вы прикрываете рот во время разговора. Не говорите в тот момент, когда Вы держите перед собой газету или руку у рта.