Качество жизни при тяжёлой деменции: стимуляция и активность

  • Важно найти правильную меру стимуляции и активности: недостаточная стимуляция может привести к апатии и замкнутости, излишняя — к страху и панике.
  • Простая стимуляция во время повседневной деятельности
  • Применение опросника CLIPPER

Страдающему тяжёлой деменцией иногда бывает трудно начать взаимодействие с другими людьми. Он, вероятно, не сможет сделать сам для себя что-нибудь приятное, например, погулять в саду или выпить любимый напиток. Также для него может оказаться сложным избегать ситуаций или вещей, которые ему неприятны, например, переполненная ванна, которая его пугает, или постоянно звучащая поп-музыка.

Качество жизни больного с тяжёлой деменцией в большой степени зависит от сопровождающего и ухаживающего за ним лица. Если ухаживающий не пытается понять индивидуальные желания, свойственные каждому человеку, это может крайне негативно повлиять на самочувствие больного.

Страдающий деменцией имеет право вести полную и активную жизнь, насколько это позволяет его заболевание. Поэтому необходимо предложить ему способы времяпровождения, подходящие ему по своим свойствам и в посильном для него объеме.

Страдающий деменцией не может сделать сам для себя чтонибудь приятное. Он часто также не в состоянии избежать ситуаций или вещей, которые для него неприятны, например, переполненная ванна, которая его пугает, или постоянно звучащая попмузыка.

ПОЧЕМУ ВАЖНО, ЧТОБЫ СТИМУЛЯЦИЯ И ЗАНЯТИЯ БЫЛИ ПОДХОДЯЩИМИ И СООТВЕТСТВОВАЛИ СИТУАЦИИ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА?

Недостаток подходящей стимуляции может ухудшить общее состояние здоровья и умственное состояние страдающего деменцией и привести к апатии и замкнутости. Состояние страдающего деменцией, который не способен сам позаботиться о достаточной стимуляции, можно сравнить с одиночным заключением.

С другой стороны, чрезмерная или неподходящая стимуляция может привести к страху и панике

Чрезмерная или неподходящая стимуляция
Чрезмерная или неподходящая стимуляция

Помните также и о том, что некоторые клиенты довольны уже тем, что они могут просто посмотреть телевизор или посидеть в кресле, наблюдая за происходящим вокруг. Другим же приятнее, когда их активно вовлекают в происходящее. Это серьёзная задача для ухаживающих заметить, чего хочет клиент в данной ситуации больше всего: посидеть и понаблюдать, посмотреть телевизор или поучаствовать в происходящем активно.

КАК Я УЗНАЮ, ДОСТАТОЧНА ЛИ СТИМУЛЯЦИЯ?

Ухаживающие должны развить в себе способность интерпретировать невербальные сообщения клиента (см. главу 12). Если наблюдать и замечать мимику человека, язык тела, зрительный контакт и интонацию, то можно выяснить, что ему нравится, а что нет.

Конечно, Вы должны всегда помнить, что нравилось и не нравилось клиенту раньше. С другой стороны, может случиться так, что эти интересы изменятся. Поэтому следует всегда подстраивать занятия под индивидуальные потребности и интересы в конкретной ситуации.

Для подходящей стимуляции могут быть достаточными уже самые простые меры, например, если Вы возьмёте человека за руку. Также и успокаивающий голос или дружелюбная улыбка могут легко вплестись в распорядок дня (см. главу 12).

Возможно, Вам покажется полезным документировать свои впечатления по поводу того, что нравится клиенту, а что — не очень. Для этого в Англии был разработан так называемый «Кардиффский профиль улучшения стиля жизни для людей, находящихся в стационарных учреждениях длительного ухода» (CLIPPER: «Cardiff Lifestyle Improvement Profile for People in Extended Residential Care»). Цель CLIPPER — оказать ухаживающим помощь в сохранении качества жизни клиента. CLIPPER разработан специально для длительного ухода, но он может также быть полезен и для домашнего ухода. Материал для копирования CLIPPER находится в приложении.

CLIPPER содержит список из 41 разновидности повседневных занятий. Для заполнения CLIPPER ухаживающие наблюдают, какие из 41 вида занятий выполняются, как часто они выполняются и как конкретный человек на них реагирует. С помощью этих записей можно создать индивидуальный и тщательный план ухода, который направлен на наиболее высокое качество жизни. В главе 14 CLIPPER будет описана подробно. Ниже приведены эти виды занятий. Для каждого из них Вы найдёте примерные вопросы, какие меры или же изменения могут быть необходимы. Если Вы взглянете на список занятий, то Вы увидите, как сильно один человек может зависеть от другого в сохранении или улучшении качества своей жизни.