Дженни Пауэлл «Помощь в общении при деменции». Часть-4. Проблемы при вербальном общении

Проблема: «Он кричит на меня и ругается»

Почему?

  • Больному сложно оценить ситуацию и мыслить логически. Поэтому для него проблематично посмотреть на мир глазами другого.
  • Это в свою очередь может привести к недопониманию. Эта проблема возникает тогда, когда ухаживающему сложно избежать конфронтации, поскольку он занят ещё какойнибудь проблемой.

Действуйте по принципу ABC

A. Избегать конфронтации (Avoid confrontation) 

  • Не принимайте это поведение на свой счёт.
  • Попытайтесь не думать о том, кто в этом «виноват».
  • Попробуйте сохранить спокойствие и дать ситуации пройти естественным путём. Как правило, больной вскоре забудет критическую ситуацию.

В. Реагировать целеcообразно (Be practical)

  • Научитесь предугадывать такие критические ситуации. Попытайтесь тогда избежать их или найдите способ обходить их. Если клиент, например, постоянно носит грязную рубашку и раздражается, когда ему на это указывают, незаметно поменяйте рубашку на чистую до того, как он оденется. И не говорите ничего про рубашку.

С. Обозначить чувства клиента и успокоить его (в случае, если он испуган или взволнован)

  • Например: «Жаль, что Вы расстроились».

Проблема: «Он путает слова»

Почему?

  • Может быть, в мозге возникает нечто вроде «короткого замыкания», т.е. мозг выбирает неправильное слово для искомого понятия (мысленного образа).
  • Само понятие неясно для больного, поэтому он не может найти правильное слово

Действуйте по принципу ABC

A. Избегать конфронтации (Avoid confrontation) 

  • Не обращайте внимания на ошибку. Просто не комментируйте её.

В. Реагировать целеcообразно (Be practical)

  • Если клиент заметил, что произнёс неправильное слово, помогите ему найти нужное.

С. Обозначить чувства клиента и успокоить его (в случае, если он испуган или взволнован)

  • Например: «Я знаю, что это ужасно, когда не можешь найти нужное слово».

Проблема: «Ему так тяжело найти слова»

Почему?

  • Клиент не может найти в мозгу слова, которые выражают то, что он хочет сказать.

Действуйте по принципу ABC

A. Избегать конфронтации (Avoid confrontation) 

  • Не говорите: «Да вы знаете это слово!» Или: «Ну же, подумайте ещё!»

В. Реагировать целеcообразно (Be practical)

  • Если Вы знаете, какое слово клиент ищет сейчас, произнесите его, т.к. это поможет разрядить напряжённую ситуацию.
  • Если Вы не знаете, какое слово имеется в виду, Вы сможете, вероятно, помочь клиенту тем, что ограничите круг поиска. Вы, например, можете спросить: «Это как-то связано с ужином?» Или: «Это как-то связано с отпуском?» и т.д.

С. Обозначить чувства клиента и успокоить его (в случае, если он испуган или взволнован)

  • Например: «Я знаю, что это неприятно, когда не можешь вспомнить или подобрать нужное слово».

Чтобы суметь обозначить негативные чувства страдающего деменцией (страх, стресс, возбуждение и т.д.), Вы должны попытаться выяснить, как он чувствует себя в определённых ситуациях. Скажите ему тогда, что, по Вашему мнению, он сейчас чувствует. Это может помочь больному почувствовать себя увереннее и лучше понять самого себя. Это поможет ему также и успокоиться, поскольку он почувствует, что его понимают.

Однако этот метод следует применять очень тактично, так как порой неуместно и непрактично, формулировать чувства другого человека. Если же человек, по-видимому, чувствует себя лучше, если Вы помогаете ему, выразить его чувства, то это был верный подход.

Вы поймете, что сопровождение страдающего деменцией может быть стоящей и благодарной задачей, когда увидите, что помогли этому человеку преодолеть сложную ситуацию.

Может быть, это и правильно, что Вы часто повторяетесь, если этим Вы помогаете больному в определённой ситуации. В определенных обстоятельствах это может быть лучшим выходом в том, что касается качества жизни всех вовлечённых в ситуацию.

Далее приводятся иные примеры, как формулирование чувств может помочь в различных ситуациях. Конечно, Вы и в этих ситуациях можете применять прежние подходы:

А. Избегать конфронтации (Avoid confrontation) и В. Реагировать целеcообразно (Be practical)

Ситуация: Женщина сидит за обеденным столом в учреждении. Каждую минуту она поднимает голову и зовёт: «Бабушка!», «Мама!»

pic-12

Почему?

  • Старые воспоминания и представление о времени смешиваются в мозгу. Прошлое кажется настоящим.
  • Проблема с сохранением новых воспоминаний и понятий приводит к тому, что женщина не знает, где она и почему она там находится.
  • Она чувствует себя потерянной, дезориентированной и одинокой, ей страшно и её смущает необычная и незнакомая обстановка.
МАЛОПОЛЕЗНЫЙ ОТВЕТ: С. ОБОЗНАЧЬТЕ ЧУВСТВА КЛИЕНТА И УСПОКОЙТЕ ЕГО
pic-13 pic-14

 

 

 


Ситуация: В отделении больницы один из пациентов постоянно повторяет: «Мне хочу поговорить с врачом!»

pic-15

Почему?

  • Если для кого-то проблематично сохранять новые воспоминания и понятия, то может случиться, что он не знает, где он и почему там находится.
  • Те же проблемы приводят к тому, что он не знает, что уже задавал этот вопрос несколько раз.
  • Пациент чувствует, что всё вокруг какое-то неправильное.
  • Может быть, он думает, что врач скажет, что он может идти домой

МАЛОПОЛЕЗНЫЙ ОТВЕТ: С. ОБОЗНАЧЬТЕ ЧУВСТВА КЛИЕНТА И УСПОКОЙТЕ ЕГО
pic-16 pic-17

 

 

Теги:

Личный блог, где бережно собирается и хранится все самое интересное, веселое, грустное, полезное для жизни и не только.