Проблема: «Он кричит на меня и ругается»
Почему?
- Больному сложно оценить ситуацию и мыслить логически. Поэтому для него проблематично посмотреть на мир глазами другого.
- Это в свою очередь может привести к недопониманию. Эта проблема возникает тогда, когда ухаживающему сложно избежать конфронтации, поскольку он занят ещё какойнибудь проблемой.
Действуйте по принципу ABC
A. Избегать конфронтации (Avoid confrontation)
- Не принимайте это поведение на свой счёт.
- Попытайтесь не думать о том, кто в этом «виноват».
- Попробуйте сохранить спокойствие и дать ситуации пройти естественным путём. Как правило, больной вскоре забудет критическую ситуацию.
В. Реагировать целеcообразно (Be practical)
- Научитесь предугадывать такие критические ситуации. Попытайтесь тогда избежать их или найдите способ обходить их. Если клиент, например, постоянно носит грязную рубашку и раздражается, когда ему на это указывают, незаметно поменяйте рубашку на чистую до того, как он оденется. И не говорите ничего про рубашку.
С. Обозначить чувства клиента и успокоить его (в случае, если он испуган или взволнован)
- Например: «Жаль, что Вы расстроились».
Проблема: «Он путает слова»
Почему?
- Может быть, в мозге возникает нечто вроде «короткого замыкания», т.е. мозг выбирает неправильное слово для искомого понятия (мысленного образа).
- Само понятие неясно для больного, поэтому он не может найти правильное слово
Действуйте по принципу ABC
A. Избегать конфронтации (Avoid confrontation)
- Не обращайте внимания на ошибку. Просто не комментируйте её.
В. Реагировать целеcообразно (Be practical)
- Если клиент заметил, что произнёс неправильное слово, помогите ему найти нужное.
С. Обозначить чувства клиента и успокоить его (в случае, если он испуган или взволнован)
- Например: «Я знаю, что это ужасно, когда не можешь найти нужное слово».
Проблема: «Ему так тяжело найти слова»
Почему?
- Клиент не может найти в мозгу слова, которые выражают то, что он хочет сказать.
Действуйте по принципу ABC
A. Избегать конфронтации (Avoid confrontation)
- Не говорите: «Да вы знаете это слово!» Или: «Ну же, подумайте ещё!»
В. Реагировать целеcообразно (Be practical)
- Если Вы знаете, какое слово клиент ищет сейчас, произнесите его, т.к. это поможет разрядить напряжённую ситуацию.
- Если Вы не знаете, какое слово имеется в виду, Вы сможете, вероятно, помочь клиенту тем, что ограничите круг поиска. Вы, например, можете спросить: «Это как-то связано с ужином?» Или: «Это как-то связано с отпуском?» и т.д.
С. Обозначить чувства клиента и успокоить его (в случае, если он испуган или взволнован)
- Например: «Я знаю, что это неприятно, когда не можешь вспомнить или подобрать нужное слово».
Чтобы суметь обозначить негативные чувства страдающего деменцией (страх, стресс, возбуждение и т.д.), Вы должны попытаться выяснить, как он чувствует себя в определённых ситуациях. Скажите ему тогда, что, по Вашему мнению, он сейчас чувствует. Это может помочь больному почувствовать себя увереннее и лучше понять самого себя. Это поможет ему также и успокоиться, поскольку он почувствует, что его понимают.
Однако этот метод следует применять очень тактично, так как порой неуместно и непрактично, формулировать чувства другого человека. Если же человек, по-видимому, чувствует себя лучше, если Вы помогаете ему, выразить его чувства, то это был верный подход.
Вы поймете, что сопровождение страдающего деменцией может быть стоящей и благодарной задачей, когда увидите, что помогли этому человеку преодолеть сложную ситуацию.
Может быть, это и правильно, что Вы часто повторяетесь, если этим Вы помогаете больному в определённой ситуации. В определенных обстоятельствах это может быть лучшим выходом в том, что касается качества жизни всех вовлечённых в ситуацию.
Далее приводятся иные примеры, как формулирование чувств может помочь в различных ситуациях. Конечно, Вы и в этих ситуациях можете применять прежние подходы:
А. Избегать конфронтации (Avoid confrontation) и В. Реагировать целеcообразно (Be practical)
Ситуация: Женщина сидит за обеденным столом в учреждении. Каждую минуту она поднимает голову и зовёт: «Бабушка!», «Мама!»
Почему?
- Старые воспоминания и представление о времени смешиваются в мозгу. Прошлое кажется настоящим.
- Проблема с сохранением новых воспоминаний и понятий приводит к тому, что женщина не знает, где она и почему она там находится.
- Она чувствует себя потерянной, дезориентированной и одинокой, ей страшно и её смущает необычная и незнакомая обстановка.
МАЛОПОЛЕЗНЫЙ ОТВЕТ: | С. ОБОЗНАЧЬТЕ ЧУВСТВА КЛИЕНТА И УСПОКОЙТЕ ЕГО |
Ситуация: В отделении больницы один из пациентов постоянно повторяет: «Мне хочу поговорить с врачом!»
Почему?
- Если для кого-то проблематично сохранять новые воспоминания и понятия, то может случиться, что он не знает, где он и почему там находится.
- Те же проблемы приводят к тому, что он не знает, что уже задавал этот вопрос несколько раз.
- Пациент чувствует, что всё вокруг какое-то неправильное.
- Может быть, он думает, что врач скажет, что он может идти домой
МАЛОПОЛЕЗНЫЙ ОТВЕТ: | С. ОБОЗНАЧЬТЕ ЧУВСТВА КЛИЕНТА И УСПОКОЙТЕ ЕГО |