КАК Я ДОЛЖЕН ЭТО СДЕЛАТЬ? — ПОДДЕРЖКА БОЛЬНОГО ДЕМЕНЦИЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ

Некоторым больным деменцией, возможно, достаточно один раз напомнить посмотреть на список, чтобы они могли заняться следующим делом. Другие же люди в той или иной ситуации нуждаются в большей помощи и поддержке, прежде чем они зашевелятся. Если в списке написано, например, «пропылесосить», Вам так или иначе следует дать им толчок, например, сказав: «Нам надо достать пылесос из чулана под лестницей». Возможно, клиент пропылесосит комнату без дальнейшей помощи.

Некоторым людям нужна дополнительная помощь и во время деятельности. Это происходит потому, что деятельность, которая нам кажется простой, на самом деле требует большой силы пространственного воображения, размышления и планирования. Чтобы, например, пропылесосить, нужно представить себе целый ряд действий: к примеру, как выглядит пылесос и где он хранится. Нужно представить себе отдельные шаги выполнения задачи, например, размотать кабель, воткнуть вилку в розетку, включить пылесос и пройтись по комнате.

Страдающему деменцией, может быть, придётся помочь и направить его при каждом этом шаге.

Например:

«ТЕПЕРЬ МЫ МОЖЕМ ПРОПЫЛЕСОСИТЬ».

  • «Нам нужно принести пылесос из чулана под лестницей».
  • Потом продолжайте: «Теперь нужно размотать кабель».
  • Потом продолжайте: «Нужно воткнуть штекер вот сюда»
  • Потом продолжайте: «Теперь можно пропылесосить в гостиной».

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТАКИЕ ФРАЗЫ:

  • Давайте пропылесосим.
  • Мы хотим пропылесосить
  • Поможете мне пропылесосить?

ИЗБЕГАЙТЕ ТАКИХ ФРАЗ:

  • Приберите гостиную.
  • Идите же наконец прибираться в гостиной.

НИКОМУ НЕ НРАВИТСЯ, КОГДА ЕМУ ГОВОРЯТ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ!

Метод «пошагового управления» помогает любому в любой деятельности и в любой ситуации. Например, при мытье посуды, при одевании, или при умывании. Конечно этот метод не зависит от применения «списка необходимых дел».

Управление может отнимать много времени и требует огромного терпения. Поэтому не всегда имеет смысл включать страдающего деменцией в выполнение всех задач. Однако же его следует поощрять, активно включаться в любую деятельность, которую он хочет и любит выполнять.

ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ? СТРУКТУРИРОВАТЬ ДЕНЬ С ПОМОЩЬЮ ПЛАНА-ГРАФИКА

Некоторым людям, особенно с лёгкой или начинающейся деменцией, кажется полезным с помощью плана-графика структурировать и организовывать свою еженедельную жизнь. В приложении Вы найдёте формуляр незаполненного плана на неделю для копирования. Для этих целей Вы можете также использовать доску и мел или что-то подобное.

Под каждым днём следует вписать число. Год можно написать сверху на листке. Какую информацию и в каком количестве записать в календаре, зависит от каждого конкретного человека.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПЛАНА-ГРАФИКА:

ДОГОВОРЁННОСТИ

  • 11:00 — парикмахерская
  • 15:30 — встреча с Владимиром в теннисном клубе
  • 19:30 — Дарья придёт на ужин

ОБЩИЕ ДЕЛА

  • позвонить окулисту, назначить день приёма
  • купить зубную пасту
  • отправить поздравительную открытку Петру
  • Забрать рецепт в аптеке

План-график должен находиться в заметном месте, например, на стене в кухне или на двери гостиной, чтобы с ним всегда можно было сверяться.

Многие (здоровые) люди не представляют себе жизни без своего плана-графика, поскольку он даёт им чувство контроля над своей жизнью. Другим он вообще не нужен. Страдающим деменцией, которым помогает ведение плана-графика, необходима помощь при обновлении записей. Кроме того, они нуждаются в напоминаниях, что им следует пользоваться этим календарём. План-график может помочь этим людям самостоятельно определять и контролировать свою жизнь. Они помогают им в той или иной ситуации сохранять их уверенность в себе и жизненные цели

Календари могут быть полезны в первую очередь тем людям, которые живут одни. С помощью календарей они лучше справятся с ведением хозяйства и своей повседневной жизнью. Это особенно удаётся тогда, когда эта мера вводится уже на ранних стадиях заболевания и больной успевает ещё привыкнуть к ведению планаграфика.

ЧТО МНЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ? ПРИМЕНЕНИЕ ДНЕВНИКА

Многие люди охотно ведут дневник. Что справедливо для планаграфика, то справедливо и для дневника: он может быть полезен для людей с небольшими нарушениями умственных способностей.

Этим людям может быть очень полезно записывать в дневник события и планы. Так на какой-то день может быть записано, что клиент записан на приём в больнице. Когда он вернётся из больницы, Вы можете посоветовать ему, записать, что было в больнице, как звали врача и т.д. Это помогает людям с небольшими умственными нарушениями вспомнить происшедшее, которое они без этого забыли бы. Кроме того, с помощью записей можно оглянуться на прошлое.

Может быть, Вам придётся подстегивать клиента вести дневник ежедневно. Напоминайте ему, кроме того, почаще заглядывать в свой дневник, пусть, например, это будет первое, что он сделает с утра, сразу после пробуждения или во время завтрака. Побудите его, хранить дневник на одном и том же месте, например, рядом с телефоном. Возможно, лучше всего хранить его в раскрытом виде.

 

 

Теги: