Дженни Пауэлл «Помощь в общении при деменции». Часть-7. Старые воспоминания и универсальный опыт

Поддержка общения с помощью «старых» воспоминаний и универсального опыта

  • Схема стимулирования и поддержки общения с больными деменцией
  • Использование «старых» воспоминаний и универсального опыта

Общение с больным деменцией проходит легче, если темы беседы связаны с сильными, а не слабыми сторонами больного.

СХЕМА ОБЛЕГЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ

Глава 3 рассматривает разницу между новыми впечатлениями и старыми воспоминаниями: страдающий деменцией испытывает трудности при сохранении новых впечатлений в (долговременной) памяти. Воспоминания, которые хранились в памяти ещё до заболевания, наоборот,легче извлечь на поверхность. При этом человека, однако, следует поддержать или побудить к этому. Если Вы разговариваете с больным деменцией, подумайте, какие воспоминания он может вызвать легко, а какие — тяжело.

Поддержите страдающего деменцией в его сильных сторонах и избегайте слабых сторон. Говорите о старых воспоминаниях, чувствах и ситуациях, которые известны и понятны всем людям (воспоминания о школе, играх, первой работе…)

НЕПРАВИЛЬНО

Не задавайте клиенту вопросов, связанных с новыми впечатлениями. Например:«Что Вы ели сегодня на завтрак?», «Сколько лет Вашей внучке сейчас?», «Когда Вы поедете в отпуск?» Конечно, Вы иногда будете автоматически задавать подобные вопросы, но Вам следует всё же осознавать то, что такие вопросы очень затрудняют беседу или же могут прервать её.

ПРАВИЛЬНО

Опирайтесь на старые воспоминания. Однако учтите, что некоторые воспоминания могут быть человеку неприятны.

В главах 2 и 3 было описано, как тяжело может быть для больного деменцией продумывать вопросы и делать логические выводы. Поэтому дадим следующие советы:

НЕПРАВИЛЬНО

Не касайтесь таких тем, которые могут перенапрячь умственные способности собеседника.

ПРАВИЛЬНО

Говорите лучше на темы, связанные с чувствами или универсальными ситуациями, т.е. которые пережили и могут понять (почти) все люди. Итак: попытайтесь стимулировать старые воспоминания и касаться универсальных чувств и ситуаций.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРЫХ ВОСПОМИНАНИЙ И УНИВЕРСАЛЬНОГО ОПЫТА — ПРИМЕРЫ ТЕМ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПОДДЕРЖАТЬ БЕСЕДУ

Далее Вы найдёте некоторые предложения, которые могут помочь Вам при беседе с больным деменцией. Однако, кроме этого существует множество других тем.

Чаще всего самые сильные воспоминания родом из детства, особенно те, которые связаны со школой, с друзьями, с дисциплиной и важными эмоциональными событиями.

pic-43

ДЕТСТВО — ПОВЕДЕНИЕ

Вы были послушным ребёнком или сорванцом? Что влияло на Ваше поведение? Какой из Ваших поступков был самым дерзким? Как Вас наказывали Ваши родители или учителя? Делали ли Вы когда-нибудь нечто опасное, о чём Ваши родители не знали?

ДЕТСТВО — ШКОЛА И ДРУЗЬЯ

У Вас был любимый учитель? Был ли у Вас учитель, которого Вы на дух не переносили? Что он такого делал? У Вас был близкий друг или подруга? Был ли у Вас в классе ученик, над которым все издевались?

ДЕТСТВО — ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ

Случалось ли Вам в детстве потеряться и долго искать родителей? Попадали ли Вы в детстве в больницу? Бывало ли с Вами в детстве такое, что Вы были так возбуждены, что не могли заснуть? Была ли у Вас специальная одежда для праздников или семейных вечеров или для других особых случаев?

ДЕТСТВО — ИГРЫ

Что Вы надевали во время купания? Во что Вы играли охотнее всего? Разрешали ли Вам заводить домашних животных? Какой питомец был Вашим любимцем? Коллекционировали ли Вы в детстве что-нибудь? У Вас была любимая игрушка? Помните ли Вы, что с ней потом стало?

ДЕТСТВО — СТРАХИ

Боялись ли Вы в детстве темноты? Боялись ли Вы пауков или змей? А сейчас Вы их боитесь? Ходили ли Вы в детстве к зубному врачу? Боялись ли Вы зубного врача? Остался ли у Вас страх перед зубным врачом до сих пор? Возрастная стадия ранней зрелости (или молодости) обычно характеризуется тем, что люди в ней изменяют свои мнения, принимают решения, а также важными эмоциональными событиями.

МОЛОДОСТЬ — РАБОТА

Что Вы чувствовали, когда Вы окончили школу? Какова была Ваша первая работа? Сколько Вы тогда зарабатывали? На что Вы потратили свою первую зарплату?

МОЛОДОСТЬ — СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Где Вы раньше проводили свободное время, куда ходили по вечерам? Можете ли Вы вспомнить своего первого друга или же свою первую подругу? Такие темы могут вызвать длительный разговор. Они также подходят для групповой беседы, поскольку в них речь идёт о чувствах, которые известны всем. Кроме того, они не слишком напрягают умственные способности.

Также и посетителей или добровольных работников можно подтолкнуть к началу разговора на эти темы. Подскажите, например, внукам спросить деда о том, что было самым дерзким из того, что он когда-либо делал.

Открытки, фотографии или журнальные статьи часто помогают начать беседу. Вы можете, например, с помощью фотографий подвенечных платьев вовлечь престарелую даму в разговор о подвенечных платьях в 20-е и 30-е годы. Биографические вспомогательные средства можно купить, однако Вы можете сами собрать их в домашних вещах или в окружении клиента. Постарайтесь использовать фотографии и другие личные вещи клиента.

Теги:

Личный блог, где бережно собирается и хранится все самое интересное, веселое, грустное, полезное для жизни и не только.